Английский язык для детей

  1. Когда ребенку стоит начинать изучать иностранный язык?
  2. Методика и приемы обучения детей иностранным языкам
  3. Основные правила для родителей в обучении детей иностранным языкам


1. Когда ребенку стоит начинать изучать иностранный язык?

Очень часто молодые родители задаются вопросом – когда стоит начинать их малышу овладевать, пусть и постепенно, иностранными языками. Это неудивительно, какие родители не мечтают об умных, образованных детках, которые без труда говорят на 2-3 языках? Нам кажется, что раз в раннем детстве мы, сами того не замечая, выучили свой родной язык, мы так же просто могли бы выучить и любой другой иностранный язык. Это и верно, и неверно одновременно.

С ростом глобализации мы можем наблюдать рост билингвальных семей, где дети с рождения учатся говорить минимум на двух иностранных языках. Дети, кажется, схватывают иностранные языки на лету, копируя своих родителей и подражая им. Однако, ученые считают, что приступать к изучению иностранного языка можно только после того, как у ребенка сформируется уверенное владение родным языком – т.е., когда он начинает говорить правильными предложениями, а не отдельными словами. Это соответствует примерно пятилетнему возрасту. Ребенок, начавший в этом возрасте изучать английский язык, имеет шанс в дальнейшем свободно и без акцента говорить на этом языке. К тому же билингвальные дети начинают говорить значительно позже своих одноязычных сверстников.

Ученые считают, что приступать к изучению иностранного языка можно только после того, как у ребенка сформируется уверенное владение родным языком.


2. Методика и приемы обучения детей иностранным языкам

Методика обучения иностранным языкам дошкольников принципиально отличается от школьной программы. Ребенок в этом возрасте еще не может долго удерживать свое внимание на одном вопросе, его логическое мышление еще не сформировано, поэтому в обучении обязательно используются игровой формат, а также принцип постоянной смены видов деятельности. Поэтому выбор конкретной методики не так важен, как выбор преподавателя. Именно оно сможет привить ребенку в этом возрасте понимание, что не все люди говорят на одном языке, и овладение ими может значительно расширить его сферу деятельности. Поскольку это больше взрослые понятия, которых у ребенка в этом возрасте и быть еще не может, это может показаться непосильной задачей для родителя. Тем не менее опытный педагог, понимающий психологию ребенка и особенности процессов формирования его мыслительной деятельности, сможет это сделать. А также привить любовь к иностранному языку, которая станет мощным источником мотивации в изучении любых иностранных языков в дальнейшем.

При обучении детей дошкольного возраста необходимо также учитывать особенности функционирования детской памяти, в частности – преобладание наглядно-образной памяти над логической, а также конкретность и наглядность детского восприятия мира. Необходимо, чтобы дети четко ассоциировали изучаемые слова и предложения с конкретными, понятными им предметами и действиями. При этом описываемые предметы должны быть как можно более красочными, живыми и наглядными. Для этого преподаватели используют огромное количество картинок и игрушек, а также специальных творческих заданий на уроке.

Крайне важно выбрать опытного педагога, понимающего психологию ребенка и особенности процессов формирования его мыслительной деятельности.

Само по себе изучение иностранного языка способствует развитию у ребенка устойчивого внимания, логического мышления, а также необходимых в дальнейшей жизни навыков и умений. В руках опытного преподавателя изучение иностранного языка может превратиться для ребенка в увлекательнейшее приключение, которые ненавязчивым образом будет развивать его интеллект и личность.

Все это объясняет и выбор учебных материалов в детских программах. Помимо ярких и красочных учебников и словарей, в обучении дошкольников широко используются компьютерные и видеоигры, которые обязательно дополняются личным общением с преподавателем, который может регулировать уровень внимания ребенка, его загрузку, характер, вовремя менять виды деятельности и адаптировать программу изучения языка к личным особенностям конкретного ученика.

Малыши с огромным удовольствием участвуют в различных сценках, читают стихи и поют песни, Все эти занятия и инсценировки способствуют закреплению лексики и автоматическому усвоению грамматических форм, что обеспечивает быстрое развитие у детей навыков устной английской речи.

Вообще, рифмованный текст является лучшим материалом для запоминания слов. Поэтому в учебном процессе широко используются такие методические приемы, как хоровое повторение за учителем, индивидуальное повторение, хоровое и индивидуальное пение, декламация и т.п. При этом, с помощью специальных упражнений и игр, преподаватель переводит лексику рифмованных текстов в активный речевой запас конкретного ребенка.

Таким образом, наиважнейшим приемом при обучении детей дошкольного возраста английскому языку является игра, которая стимулирует ребенка к активному освоению окружающего его пространства. Необходимые для этого освоения языковые понятия и грамматические конструкции в ходе игры легко и непринужденно остаются в памяти обучаемого.

 Наиважнейшим приемом при обучении детей дошкольного возраста английскому языку является игра.

В процессе обучения мы рекомендуем, например, использовать игру в сказку с распределением ролей, когда дети разучивают ряд сценок, в которых каждый из них поочередно разыгрывает героя.  Такое распределение ролей способствует быстрому усвоению лексики, используемой в тексте пьесы, развивает дикцию и произношение слов, учит правильно интонировать английскую речь.

Подвижные командные игры, в свою очередь, облегчают запоминание лексики благодаря широкому использованию мимики и жестов, активизации моторики ребенка, развития его реакции и сообразительности.  Отработке же навыков и умений устной речи способствуют, прежде всего, творческие игры.


3. Основные правила для родителей в обучении детей иностранным языкам

Успешному обучению ребенка английскому языку способствует и правильная позиция родителей по отношению к процессу обучения. Сам факт того, что вы читаете эти строки, уже говорит о Вашей заинтересованности в успешном обучении ваших детей английскому языку. И это немаловажно.

Главные принципы, которым необходимо следовать для того, чтобы добиться положительных результатов в обучении детей английскому языку, можно сформулировать следующим образом:

Последовательность в подаче материала – не следует переходить к более сложному материалу. Если ребенок еще не до конца освоил более простой. Не спешите.

  1. Естественность процесса обучения – ребенок должен учиться, как дышит. Избегайте принуждения и напряжения.
  2. Настойчивость в изучении языка – если ребенок не может освоить материал, прервите занятия на время и вернитесь к материалу на новой почве, используя другие приемы. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее. Но все же родителям надо набраться терпения. К результату нельзя прийти одним прыжком, а только «шаг за шагом».

В итоге, я хочу напомнить основной принцип обучения детей-дошколят английскому языку:

I hear and I forget.
I see and I remember.
I do, and I remember and understand.

 (Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю, я запоминаю и понимаю).

О будущем своего ребенка надо думать прямо сейчас. Ведь как говорят англичане:

Future is purchased by the present.
(Будущее приобретается в настоящем.)

Макеев Сергей, сотрудник николаевского филиала