Английский язык для школьников и студентов

  1. Особенности работы со школьниками средних и старших классов на уроке английского языка
  2. Популярные методические приемы на уроках английского языка
  3. Учебные пособия и современные технологии в обучении подростков
  4. Практические советы подросткам и студентам


1. Особенности работы со школьниками средних и старших классов на уроке английского языка

«Не забывайте о том, что все великие волшебники в истории в свое время были школьниками».
Дж. Роулинг «Гарри Поттер и Орден Феникса»

Основная особенность средней и старшей школы – вступление детей в подростковый период, один из самых сложных периодов в жизни человека. А основная специфическая особенность изучения иностранного языка в качестве учебного предмета, как отмечает психолог И.А. Зимняя в своих работах – наличие субъективного к нему отношения как к невероятно трудному, не поддающемуся изучению в школьной и институтской среде.

 «Изучение иностранных языков характеризуют нередко как самое бесцельное занятие, поглощающее … у человека больше времени и сил, чем любое иное».[i]

И при таком отношении к изучению иностранных языков подростковый возраст может проявиться во всей «красе» – ведь для школьника теперь речь идет о выполнении действий, кажущихся ему сложными, ненужными или неинтересными (Подробней об особенностях подросткового возраста можно почитать в нашей статье здесь ССЫЛКА на статью – Особенности подросткового возраста). Однако, такое отношение к изучению иностранного языка выходит далеко за пределы школьного возраста.

Действительно, само по себе изучение иностранного языка требует усердной работы. Работы ежедневной (хотя бы по часу в день) и систематической. Здесь немалую роль играет мотивация: ученик должен иметь четко поставленную цель изучения языка, то есть знать, для чего он это делает и какой результат он получит. Цели могут быть разнообразными. Например, овладеть английским, чтобы читать Джека Лондона в оригинале, общаться со своими английскими или американскими сверстниками, поступить учиться в Оксфорд, познакомиться со знаменитостями и т.д.

Вторая особенность – это необходимость запоминания достаточно большого количества материала: слов, правил, фразовых глаголов и т.д. Нередко, в связи с загруженностью в школе, подростки жалуются на плохую память.

Знание особенностей памяти значительно улучшит как планирование уроков и домашних заданий, так и усвояемость материала школьниками.

Например, в подростковом возрасте активно развивается логическая память. Есть много способов улучшения запоминания, если задействовать ее, а не механическую память, которой подросток пользовался ранее. Это не только комплекс специальных физических упражнений, но и набор определенных ментальных методик и факторов: развитие образного и ассоциативного мышления, визуализация, регулярность выполнения заданий, отсутствие умственных перегрузок, благоприятная атмосфера и хорошее настроение на занятиях. Среди упражнений для улучшения запоминания слов – опора на тематический вокабуляр, поскольку гораздо легче запомнить слова, разбитые на группы – Family, Environment, House и т.д. (Бесплатные учебные материалы) Очень важна работа с синонимами, в особенности для студентов, готовящихся к сдаче зарубежных экзаменов, где умение показать хороший словарный запас – один из ключевых моментов. Каждому студенту рекомендуется вести свой словарь, в который заносятся незнакомые слова с переводом.

Поскольку в этом возрасте коммуникативные умения также стремительно формируются, то рекомендуется делать акцент на работе в парах, в группах, поскольку любое общение, в том числе и на английском языке, подразумевает диалог: для чего же тогда учить язык, если не говорить на нем с другими? Здесь хорошо работают ситуативные диалоги и ролевые игры. Например, один студент – журналист, другой – известный спортсмен, и у них есть задача составить интервью с использованием необходимых фраз и грамматических конструкций. Также может быть разыграна ситуация в аэропорту или кафе, можно создать собственное ток-шоу на основе определенной темы. Полезно практиковать дискуссии и дебаты на английском языке, в которых можно воодушевить учащихся применять тематический вокабуляр, фразы-клише (‘I think’, ‘If you want my honest opinion’ и т.д.), развить умение студента выслушать собеседника и выразить свою точку зрения по определенному вопросу.

То же касается обучения студентов. Помимо основного курса по выбранным учебным пособиям, можно также проводить дискуссии, воркшопы и презентации, на которых они выступают на английском языке.


 2. Популярные методические приемы на уроках английского языка

 «Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении».
Аристотель

С чего начать изучение английского языка для школьников? Во-первых, ориентируясь на цель – обучение для себя, сдача экзамена, подготовка к вузу и т.д., выбрать необходимую программу изучения языка. Затем нужно получить информацию о том, какими знаниями ребенок владеет на данном этапе. Существуют определенные уровни знания английского языка, их различие – в сложности лексического и грамматического материала, освоенного студентом, а также определенный набор навыков, приобретенных на каком-либо из этих уровней .

То есть сначала необходимо школьника предварительно протестировать.

Следующий шаг – определение школьника в подходящую для него по уровню (и желательно по возрасту) группу, где ему будет комфортно обучаться. Также можно изучать английский язык индивидуально, то есть один на один с преподавателем (Детальнее о видах программ обучения можно почитать в статье ОБЩАЯ). К каждому человеку необходим индивидуальный творческий подход, т. е. правильный выбор методики обучения английскому языку и пособий. Если образ ли место жизни не позволяет регулярно посещать занятия, доступной альтернативой станет изучение английского онлайн.

Первый урок английского языка начинается со знакомства с преподавателем и другими студентами. Существует множество различных так называемых ice-breakers (от англ. to break – ломать, ice – лед) – игр, нацеленных на преодоление трудностей в общении между членами группы на этапе знакомства.

Игровая методика изучения английского языка подразумевает применение различных игр в обучении. Игры для подростков могут быть разнообразными: это и разгадывание кроссвордов, и различные викторины по типу «Что? Где? Когда?», которые можно проводить полностью на английском, различные mingling activities, когда студенты перемещаются по классу и задают друг другу вопросы.

Игры на уроках английского языка обязательно помимо развлекательной и социальной функций имеют обучающую функцию.

Среди других популярных методов, существует Community Language Learning – групповой метод обучения английскому языку. Данный метод, разработанный психологом Чарльзом А. Каррном, все еще активно меняется и развивается. Преподаватель делит студентов на группы, которым предлагаются для обсуждения определенные темы. После подготовки группы презентуют подготовленные темы друг другу. В таких группах можно практиковать задания по переводу текстов, если есть такая необходимость.

Для студентов, готовящихся к обучению в зарубежных общеобразовательных школах, подойдет метод CLIL – Content and Language Integrated Learning. Он подразумевает обучение как языку, так и предметам, необходимым в школе, на английском языке. То есть учащийся одновременно «погружается» в язык и изучает на нем биологию, физику и т.д.

При работе с текстами для чтения можно применять метод ключевых слов «5П», который был разработан американскими психологами. Этот метод объединяет совершенствование навыков беглого чтения, а также тренирует умение применять на практике времена английского глагола.

Суть метода:

1П –просмотреть текст бегло;
2П – подчеркнуть ключевые слова;
3П – придумать вопросы к ключевым словам;
4П – просмотреть текст повторно;
5П – пересказать текст, опираясь на ключевые слова и вопросы.


3. Учебные пособия и современные технологии в обучении подростков

«Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров?»
Л. Кэрролл, «Алиса в Стране Чудес»

Прошли те времена, когда слово «учебник английского языка» ассоциировалось с огромным томом с набором скучных правил, без единой картинки.

Современные аутентичные учебники английского языка не только содержат диалоги, тексты для чтения, грамматические и лексические упражнения, но и красочно и красиво иллюстрированы: достопримечательности Лондона, портреты известных личностей, рисунки, цветные схемы. Любой современный словарь английского языка также проиллюстрирован, каждому слову соответствует не только перевод, но и визуальный образ, который способствует более качественному запоминанию. К книгам прилагаются CD (аудиокурс английского языка, позволяющий работать над навыками распознавания речи на слух), DVD (видеокурс английского языка), интерактивные диски, которые делают изучение языка более интересным и результативным. CD содержат аудиоматериал, который начитывают носители языка; на DVD есть короткие ситуативные ролики, диалоги, а то и целые фильмы об истории, культуре и других аспектах жизни англоязычных стран. ‘Window on Britain 1, 2’ от Oxford University Press  – увлекательный и познавательный фильм о жизни в Великобритании. Серия учебников New English File также имеет видеоприложение с интересными ситуативными видео, где носители используют идиомы и фразовые глаголы.

Очень много материалов по изучению английского языка можно найти в интернете. Это грамматические упражнения, небольшие multiple-choice тесты, а также огромное количество форумов по интересам, на которых можно обсудить с англоговорящей аудиторией любые новости и новинки. На нашем сайте Вы тоже сможете найти полезные бесплатные материалы по закреплению лексических и грамматических тем.


4. Практические советы подросткам и студентам

  1. Ставьте себе полезные и достижимые цели. Если вы сомневаетесь, стоит ли начинать изучать английский язык (особенно если учитель в школе сказал вам, что вы неспособны к языкам), то обязательно начните и докажите всем и себе в первую очередь, что вы очень даже способны.
  2. Если вы изучаете язык несколько лет, чувствуете, что ленитесь и хотите бросить – не бросайте. Вы же не сдаетесь легко, правда? Лет через пять точно будете жалеть, что прекратили заниматься, особенно когда попадете на фан-встречу с исполнителями любимой англоязычной группы, а сказать ничего не сможете. Или появиться возможность поехать за границу, а вас остановит незнание языка.
  3. Если вы успешно занимаетесь и хотите улучшить свои результаты, то не бойтесь делать что-то самостоятельно: читать книги в оригинале не только очень познавательно, но и полезно. Ведите словарь новых слов, рассказываете о прочитанном, при желании пишите продолжение истории, делитесь впечатлениями на уроке, а учитель и одногруппники с удовольствием примут участие в обсуждении произведения. Не бойтесь самостоятельно выполнять упражнения в учебниках английской грамматики (лучше выбирать современные, английских авторов).
  4. Помочь вам в изучении языка помогут онлайн-ресурсы, доступ к которым можно получить в уже имеющихся учебных материалах. К примеру, учебник Laser B2 предлагает пройти Интернет-вариант теста FCE, узнать результаты и помочь обратить внимание на ошибки. Полезными в изучении английского языка окажутся и мультимедийные ресурсы: CD используются для прослушивания аудиоматериалов и такие диски прилагаются практически ко всем качественным современным учебникам: благодаря этому вы учитесь слушать и слышать различные варианты языка, акценты, голоса, узнаете в потоке речи знакомые слова и фразы, следите за темпом и скоростью. DVD, как например, к серии учебников English World содержат видео-диалоги и другие материалы.
  5. Существует огромное множество способов изучения английского языка. Заводите новых друзей из разных стран, практикуйте общение с ними по-английски (однако помните, что следует быть очень осторожными с предоставлением личной информации во всемирной паутине). Есть большое количество хороших онлайн-ресурсов. Замечательный интернет-проект Postcrossing, где участники отправляют друг другу открытки в разные страны, подписывая их на английском языке, поможет не только улучшить письменный английский, расширить круг общения, но и увидеть красивые почтовые карточки и марки разных стран.

Думина Ирина, преподаватель симферопольского филиала


[i] Зимняя И.А., Педагогическая психология: Учебник для вузов