Английский язык для взрослых с “нуля”

  1. Описание методических особенностей в обучении взрослых, никогда ранее не изучавших английский язык
  2. Особенности работы на уроке
  3. Популярные методические приемы на уроке
  4. Современные технологии в обучении
  5. Практические советы, что и как необходимо делать дополнительно для достижения большего эффекта
  6. Самостоятельная работа с использованием онлайн и мультимедиа ресурсов


1. Описание методических особенностей в обучении взрослых, никогда ранее не изучавших английский язык.

 Среди основных факторов, влияющих на успешность и сроки обучения английскому с «нуля» взрослых студентов можно перечислить следующие:

1)     Возраст студентов.
2)     Наличие или отсутствие предыдущего языкового опыта – изучение какого-либо другого иностранного языка когда-то в школе или университете (немецкий, французский).
3)     Мотивация самих студентов: насколько и как скоро им необходимо получить желаемые знания.

Самым важным в обучении английскому языку начинающих является начальный период программы.

Здесь студенту необходимо уделить время изучению алфавита, фонетики (произношение, звуки и чтение транскрипций), а также усвоить основные правила чтения. Как правило, те, кто раньше уже изучал язык в школе или институте, с этими пунктами программы уже знакомы.

Однако даже на начальном этапе обучения не стоит забывать о его практических целях. Для большинства студентов, эта цель – научиться говорить и понимать на слух английскую речь. Следовательно, уже с первых уроков ученики должны ознакомиться и заучить стандартные фразы ежедневного разговорного обихода (functional language):

I’m really sorry – я очень извиняюсь,
that’s right – это так,
excuse me – извините,
what do you think about … – что ты думаешь о … и т. д.

Наиболее эффективно отрабатывать подобную лексику в мини-диалогах, приближенных к реальным жизненным ситуациям. Не лишне будет прослушать подобные диалоги в записи, начитанные носителями языка. Возможно, некоторые методики не сочтут аудирование (прослушивание записей с речью носителей языка) с первых уроков полезным, ссылаясь на скудные знания учеников на этом этапе, но все же, по нашему мнению, это является весьма целесообразным. Хотя студенты пока неспособны расслышать и понять все слова в потоке речи, они уже могут уловить интонацию, с которой говорят носители языка, а также выслушать наиболее ударяемые фрагменты в речи.

Следующий важный аспект курса – изучение грамматики. В популярной сейчас среди языковых школ коммуникативной методике на обучения данного аспекта отводится не более 20-25% времени урока.

Многие студенты вообще предпочли бы пренебречь грамматикой и настаивают на том, чтобы их учили «только говорить».

Такой подход может быть реализован только в работе со студентами, достигшими уровня не ниже B1 – pre-intermediate (3-й уровень по общеевропейской системе уровней владения иностранными языками), где ученики уже имеют какой-то багаж слов и грамматических структур, с которым можно вести беседу по знакомым студенту темам. К сожалению, такой подход не работает для тех, кто учит «с нуля», потому что собрать слова в понятные предложения, а уж тем более связный текст без элементарной грамматики будет очень сложно, такая речь будет напоминать «кашу», а, следовательно, донести до собеседника желаемую информацию на английском языке будет просто нереально.

И наконец, составляющая, без которой заговорить и вовсе невозможно, – это слова. Тем, кто давно учился в школе, не лишне будет вспомнить части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное, наречие, предлог и т. д.) Разбираясь в этом, будет проще учить лексику, систематизируя её не только по теме, но и по принадлежности к той или другой части речи. Слова нужно учить обязательно! Наши бесплатные упражнения по отработке лексике тоже помогут Вам в этом.

Особенно легко запоминаются слова, которые в английском и русском языках имеют одинаковое значение и похожее звучание: такие как computer, taxi, Internet, restaurant, café, bar, doctor, president, coffee, pizza и т. д. Многие модные понятия вошли в русский язык из английского: например «кейтеринг» – ресторанное обслуживание, «сингл» – запись песни или музыкального фрагмента, «ланч» – обед.

Такие взаимосвязи между языками значительно облегчают процесс изучения слов.

А сколько слов нужно выучить, чтобы заговорить на английском? На этот вопрос очень сложно ответить однозначно, здесь важно не просто знать слова, а знать те, которые наиболее часто употребляются в речи и покрывают темы повседневного общения. В среднем для базового уровня это около 500-1000 слов – тот минимум, который Вам поможет начать общаться.  В дальнейшем его необходимо удвоить или даже утроить для более свободного повседневного общения. Что же касается базового минимального объема (500 слов), то его можно усвоить в среднем за 2-4 месяца в зависимости от интенсивности занятий, Ваших усилий и способности запоминать новое.

Как учить слова, тоже зависит от конкретно взятого ученика. Кому-то легче запомнить слова, работая с карточками, где слово или фраза с одной стороны написано на английском, а с другой – на русском языке. Другие развешивают слова на видных местах дома или на работе, чтобы постоянно их видеть и повторять. Третьи работают с аудиокурсами, где слова разделены по темам и начитаны с многократным повторением отдельно, а затем в фразах и предложениях. Поскольку восприятие новых слов на слух – одна из самых сложных задач в изучении английского языка, преподаватели Центра обучения Лардан специально подготовили для своих студентов специальные аудиофайлы – «подкасты» – прослушивая которые Вы сможете и развивать свои навыки восприятия иностранной речи на слух, и запоминать перевод этих слов на родной язык. Просто пройдите по ссылке, выберете тот учебник, по которому Вы занимаетесь с преподавателем, и учите слова!


 2. Особенности работы на уроке

 Особенности работы на уроке английского языка зависят от многих факторов, например, от формы обучения: она может быть групповой или индивидуальной (Подробнее о формах обучения можно почитать здесь ОБЩАЯ). При групповой форме студенты обучаются по определённой программе и имеют возможность взаимодействовать не только с преподавателем, но и друг с другом. Они невольно сравнивают свой прогресс с прогрессом коллег по группе и даже в некоторой степени конкурируют между собой. При индивидуальной форме преподавателю проще учесть индивидуальные пожелания клиента относительно программы обучения и внедрить их в учебный процесс. Поскольку индивидуальную программу можно на 100% адаптировать под потребности студентов и все время урока уделяется только ему, индивидуальное обучение дает более быстрый результат в достижении поставленной Вами языковой цели.

В программе «Английский с «нуля»» – у студентов отсутствуют какие-либо знания в области английского языка, следовательно, они во всем полагаются на и руководствуются советами преподавателя, которые подбирает, дробит, систематизирует и доносит до них основной материал курса.

Большинство языковых школ предлагают студентам учебник английского языка соответствующего уровня. Как правило, эти учебники прописаны англоязычными авторами и опубликованы популярными американскими или британскими издательствами. Все это гарантирует аутентичность (оригинальность) материала, а если учебник издан или переиздан в ближайшие годы, то и современность, и актуальность используемого там языка. Если Вам интересно ознакомится с вариантами существующих учебников для изучения английского языка, это можно сделать здесь.

Таким образом, на программу обучения в целом больше влияет выбранный учебник, если обучение идет строго по нему. Некоторым студентам это может показаться неправильным или недостаточным, дескать, преподаватель «не вырабатывается», так как не приносит на урок ничего дополнительно, «от себя».  На практике же, дополнительные материалы могут не помочь, а даже помешать процессу учебы, на их изучение будут затрачены время и силы, и пострадает от этого основной курс, в котором что-то не доусвоится и не доработается.

Тем не менее, большинство уроков все же дополняется тестами, играми, работой в парах и группах, видеофрагментами, которых нет в основном учебнике. Они либо прилагаются к книге для учителя, либо подбираются и прорабатываются им отдельно. Важно, чтобы эти материалы перекликались и помогали лучше усвоить и закрепить общую программу курса.

Важной особенностью урока английского языка является его гибкость и практичность. Под гибкостью подразумеваются изменения в ходе урока, которые вносит преподаватель. Например, студентам сложно дается какая-то из изучаемых тем – преподаватель уделяет ей больше времени, чем планировалось, и пробует донести тему более доходчиво, возможно, используя подходы, непрописанные в учебнике. Под практичностью подразумевается использование изученного материала в реальных ситуациях: диалоги по ролям, рассказ о себе или письмо другу или работодателю.

Урок английского для начинающих отличает простота и доходчивость изучаемого материала. Здесь уместно использовать родной язык для разъяснения грамматики, а также проводить параллели с ним. Слова вводятся с опорой на картинку или перевод, в идеале – в контексте (в предложениях или фразах), если это возможно, или демонстрируются преподавателем при помощи действий, мимики, жестов.


3. Популярные методические приемы на уроке

 Что такое методические приемы в английском языке?

Прием – это способ организации деятельности на уроке английского, используемый преподавателем для достижения поставленных целей урока.

Методические приемы применяются как для обучения системам языка – лексика, грамматика, фонетика, так и для развития навыков работы с четырьмя видами языковой деятельности – говорение, чтение, письмо, аудирование.

Например, всем известный прием перевода при введении новой лексики, сегодня актуален лишь для уровня с «нуля». Чем больше слов появляется в запасе учеников, тем более эффективной становится презентация слов в контексте. Например, чтобы ввести слово «sea» (в переводе с англ.  – море), преподаватель говорит: «I go there in summer. I can swim in it. It’s bigger than a river or lake. It’s called «sea» in English. There are the Black Sea and The Azov Sea in Ukraine». Сами студенты во время презентации уже догадываются, что значит новое слово.  Далее учитель просит их повторить слово вслух вслед за ним несколько раз, а затем пишет его на доске. Такой способ введения новых слов в контексте является максимально природным, ведь именно так все мы учим родной язык в детстве, ещё не умея читать и писать. Первый раз мы знакомимся с новыми словами именно услышав их.

Подобным способом можно ознакомиться и с грамматическими структурами. Например, изучая модальный глагол «must» (означает долженствование в английском языке) учитель говорит студентам: You MUST be on time for the class. You MUSTN’T eat or chew a gum in class. You MUSTN’t talk on the phone in class. You MUST be ready for the class. Во время такой презентации нового грамматического явления многие студенты смогут не только понять, что оно означает, но и расслышать, как оно звучит в речи. Далее преподаватель прописывает примеры на доске и объясняет формирование новой грамматической структуры. Важно, чтобы последним в этой линейке было практическое задание. Для взрослых учеников, у которых есть дети, это может быть рассказ о том, что им можно и нельзя делать дома.

Один из популярных приемов в работе с такими видами языковой деятельности, как чтение и аудирование, – это прогнозирование. Например, ещё не читая текста, студенты могут представить, о чем он будет, какие слова там могут употребляться, судя по заголовку и иллюстрациям к нему. Все то же актуально проделывать перед прослушиванием аудиозаписи.

Одним из эффективных приемов для развития речевых навыков является моделирование реальных жизненных ситуаций. Например, изучая тему «шопинг» студентам предлагается в парах воссоздать диалог в магазине, где один из учеников продавец, а другой покупатель, отчаянно пытающийся найти какой-то товар, которого нет в наличие в этом магазине. Задача продавца убедить покупателя приобрести что-то из ассортимента, который имеется.


 4. Современные технологии в обучении

Сегодня все то, что раньше казалось далеким будущим, уже стало доступным, главным образом благодаря развитию компьютерных технологий и интернета. Подумать только, ведь даже использование простых аудиокассет и магнитофона было чем-то заслуженно прогрессивным каких-то лет десять назад. И вот сегодня мы уже не можем представить уроков английского без дисков, видео- и аудио файлов. И это далеко не все, большинство современных учебников «вооружены» еще и дополнительными интерактивными дисками для работы с различными аспектами основного  курса.

Изучающим английский язык сегодня предлагается широкий выбор сайтов с дополнительными упражнениями и разъяснениями всевозможных правил, где можно найти задания любой сложности и на любой вкус и возраст. Многие студенты находят увлекательными и полезными видео с YouTube или переписку с друзьями (возможно носителями языка) в социальных сетях.

Все эти ресурсы студенты могут свободно использовать самостоятельно.

Многие школы и языковые курсы сегодня используют интерактивные доски на уроках английского. На них можно писать и рисовать специальной ручкой или пальцем, как на обычной доске, стирать и сохранять информацию. На такой доске можно показывать картинки, документы и другие ресурсы с компьютера, даже пользоваться интернетом. Кроме того многие учебники сегодня сопровождаются специальным приложением для интерактивных досок.


 5. Практические советы, что и как необходимо делать дополнительно для достижения большего эффекта.

 Тем, кто только начал изучать английский язык, все же стоит воспользоваться помощью профессиональных преподавателей хотя бы на начальном этапе. Грамотно построенный курс гарантирует Вам хороший результат. Но если идти вместе с группой Вам кажется недостаточно и Вы все же хотите заниматься английским  дополнительно и самостоятельно, то здесь на помощь могут прийти адаптированные учебники по чтению, аудио и видео курсы уровня А1-А2, а также интернет ресурсы.

Как пользоваться книгой для чтения? Читать в свое удовольствия столько и так долго, как Вы можете выдержать, главное подбирать себе литературу по душе, читать которую Вам будет действительно интересно. Переводить каждое слово, понимая или догадываясь, о чем идет речь, совсем не обязательно. Лучше уделить внимание переводу и запоминанию тех слов, на которые вы натыкаетесь по нескольку раз. Если Ваш учебник по чтению имеет дополнительно диск, где текст начитан на аудио, то можно дополнительно слушать его. Слушая в аудиозаписи уже знакомый текст, Вы сможете лучше улавливать и узнавать слова, а это поможет развитию навыков аудирования. Многие книги для чтения также включают дополнительные упражнения, которые проверяют как понимание текста в целом, так и понимание отдельных слов в нем.


 6. Самостоятельная работа с использованием онлайн и мультимедиа ресурсов.

 Самостоятельная работа с онлайн и мультимедиа ресурсами может быть направлена на работу с различными аспектами языка. Сегодня существует очень много сайтов для изучающих английский язык. Информация таких сайтов может быть как в свободном доступе, так и платной. Онлайн можно найти упражнения по грамматике и лексике, на нашем сайте тоже есть постоянно пополняемая коллекция лексических и грамматических упражнений, а также подкастов для развития навыков аудирования. Начинать работу необходимо с самых простых упражнений первого уровня. Удобно то, что выполнив упражнение можно себя тут же проверить и выполнить его снова. Лексические упражнения целесообразно искать по теме, которую Вы хотите проверить или повторить.

Работать с онлайн ресурсами также эффективно для развития навыков аудирования. Слушать можно небольшие диалоги простого содержания. Аудиофайлы – подкасты можно и просто прослушивать в режиме онлайн, и скачивать на некоторых сайтах, чтобы прослушивать на своих носителях.

Для студентов, которые уже получили какой-то багаж знаний (проучились не менее 3-х месяцев) будет интересен ещё один вариант самостоятельной работы – это прослушивание песен и просмотр фильмов на английском языке. Тексты песен опять же несложно найти в интернете (к названию интересующей Вас песни просто добавьте слово ‘lyrics’). Их можно переводить, обращая внимание на слова и грамматические структуры, которые Вы уже изучили, а также можно петь. Ведь благодаря рифме, слова и фразы из песен часто запоминаются намного быстрее и легче. Относительно фильмов, лучше смотреть те, сюжет которых уже знаком Вам и Вы прекрасно знаете, о чем говорят герои. Смотреть их можно с субтитрами, разбирая речь персонажей. Хорошо, если в фильме будет много диалогов.

Успехов!

Колыбельникова Светлана, директор херсонского филиала.