Проектная работа и внеклассная активность для студентов

1.       Что такое внеклассная работа
2.       Виды внеклассной активности
3.       Дополнительное чтение как вид внеклассной работы
4.       Разговорные клубы как вид внеклассной работы
5.       Видеоклубы как вид внеклассной работы
6.       Драматический кружок как вид внеклассной работы

Знание начинается с удивления
Аристотель

В двадцать первом веке любая школа рассматривает образование не как передачу знаний, а, скорее, как окно, которое позволит ученику (студенту) овладеть новыми стратегиями взаимодействия с окружающими, попросту говоря, стать активной личностью.

В таких условиях крайне важно разнообразить учебный процесс, показать студенту всю «палитру красок», пользуясь которыми можно достичь поставленных целей. Ведь не секрет, что все люди разные: кому-то по душе традиционный урок (учебник, тетрадь, шпаргалка), кто-то испытывает дефицит общения со сверстниками (отсюда рост популярности разговорных клубов). Но есть категория студентов, по-английски именуемая fast finishers. Категория эта неоднородна. Есть тут студенты, прилежно выполняющие все предлагаемые задания любого уровня, от элементарных, до тех, что «со звездочкой». В херсонском филиале принимал экзамен у студентки, уровень которой на порядок превосходил уровень одногруппников. Я спросил у нее, занималась ли она английским ранее.

- Да. На других курсах.
- А почему ты к нам пришла?
- А я у них прошла все.

Студентка была готова заниматься с группой любого уровня и возраста. Девушка получала удовольствие от английского языка, общения, познания чего-то нового.


1. Что такое внеклассная работа

Есть студенты, которые досрочно справляясь с предложенными заданиями, считают, что «дело сделано», теперь можно и поговорить с соседкой, обсудить важные дела, которых тьма (в особенности у подростков). К данной категории принадлежал автор этих строк, в связи с чем хочется попросить прощения у учителей, промучившихся с ним (то есть со мной) десять лет.

Став преподавателем английского языка,  я видел среди своих студентов и тех, кому хочется попробовать что-то новое, неограниченное рамками программы и сорокапятиминутными отрезками.

Если кто-либо из учителей (преподавателей) сталкивался с описанными случаями, если кто-то из [будущих] студентов узнал среди «портретов» себя, то почему бы не попробовать поучаствовать во внеклассной работе? Простите, внеклассная …  как Вы сказали?

Принято полагать, что внеклассная работа направлена на закрепление и углубление навыков, полученных в школе. Каждый со школьной скамьи помнит уроки внеклассного чтения. Однако целью данной статьи является показать, что внеклассная работа не сводится только лишь к чтению условных текстов, снабженному эпитетом «внеклассное». Внеклассная работа позволяет педагогу разнообразить учебный процесс, а ученику/студенту, так сказать, почувствовать разницу, и, вполне вероятно, достигнуть лучших результатов в обучении.


2. Виды внеклассной активности

Итак, начнем сначала. Внеклассная работа может быть представленной в следующих формах:

- разговорные клубы
- литературные клубы
- кружок переводчиков
- драмкружки

Главным отличительным свойством внеклассной работы является повышенные требования к самостоятельности, изобретательности студентов.

Среди заданий, предлагаемых студентам, в большом количестве присутствуют игровые, дискуссионные задания (например, обсуждение проблемных ситуаций и пр.)

Так, учителя английского языка в специализированной школе при посольстве Российской Федерации в Лондоне поставили цель повысить коммуникативную компетенцию учеников. Упор был сделан на развитие навыков критического мышления обучаемых. Детям, среди прочего, предлагали определить самое важное изобретение в ХХ веке, убедить сомневающегося собеседника (условно иностранца) посетить тот или иной регион страны и пр., при этом оценивалось умение начать, поддержать и закончить беседу, аргументировать точку зрения.

Такими могут быть примеры заданий для разговорного клуба. Подробно о Разговорном клубе Вы можете прочитать здесь.


3. Дополнительное чтение как вид внеклассной работы

Дополнительное чтение на изучаемом языке использует несколько другие принципы работы и строится иначе, хотя работа с текстом служит (в конечном счете) развитию разговорных навыков (говорение на основе прочитанного). При этом к текстам выдвигаются следующие требования:

- они должны быть легче, чем тексты в основном учебнике (преследуемая цель – развить беглость чтения);
- крайнюю важность приобретает интересная фабула текста;
- разбивка текста на абзацы с подзаголовками;
- большим плюсом является также яркость и красочность оформления (особенно в случае с младшими школьниками).

Здесь хотелось бы процитировать поэта И. Бродского, который в речи, посвященной вручению Нобелевской премии, сказал:

«Среди преступлений против литературы наиболее тяжелым является не преследование авторов, не цензура, а пренебрежение книгами, их не-чтение.»

Читайте! Если Вы хотели бы больше читать на английском языке, но не знаете, где найти книгу, интересную, небольшую по объему (на фолианты нет времени), подходящую Вам по уровню, с заданиями, еще и с «озвучкой» на CD, наш центр с удовольствие поможет Вам из сотен наименований аутентичной художественной литературы выбрать оптимальный вариант (ССЫЛКА на литературу).

Чтение на английском языке – лучшая и самая эффективная форма внеклассной работы. Ну, а Образовательный Центр «Лардан» готов предоставить Вам самый широкий выбор литературы для чтения.

В ситуации, когда нет возможности побывать за рубежом, люди пытаются создать «заграницу» в домашних условиях.


4. Разговорные клубы как вид внеклассной работы

 Живое общение с носителями языка – по-прежнему самый популярный способ для дополнительной языковой практики среди студентов.

Ведь таким образом создается ситуация «погружения» в иноязычную среду. Данный метод находит широкое применения в нашей стране – ряд отечественных университетов предоставляют иностранцам право преподавать не только английский язык, но и целые учебные дисциплины. И в самом деле, кто лучше разбирается в тонкостях американской литературы, как не американец?

Но это в университетах, а в обычной жизни для этого существуют разговорные клубы.  Языковые школы также активно привлекают иностранцев к работе со студентами. Однако у этой ситуации есть и оборотная сторона медали. Далеко не всегда носитель языка имеет хотя бы минимальный опыт преподавания и очень часто они не особо понимают, насколько огромна разница в менталитете между ним и его студентами. Методисту придется приложить немало усилий, чтобы придать таким занятиям образовательную, а не развлекательную направленность.


5. Видеоклубы как вид внеклассной работы

Еще одним из популярных способов повысить Ваш языковой уровень помимо основных занятий, является просмотр фильмов на английском языке. Подробнее Вы можете почитать об этом в нашей специальной статье . Существует множество форм работы с видео вообще, и с фильмом в частности. Пожалуй, одной из самых распространенных является просмотр фильма с субтитрами. Студент понимает смысл происходящего, опираясь на визуальную картинку, диалоги персонажей, и субтитры, облегчающие понимание сказанного. Простота и эффективность данного приема позволяют использовать его и в образовательных целях. Ваш преподаватель подскажет, какие из популярных кинофильмов или более коротких телешоу (сериалов) больше подойдут Вам по уровню и, следовательно, будут более полезны для развития дополнительных языковых навыков.


6. Драматический кружок как вид внеклассной работы

Драматический кружок – еще один интересный способ дополнительно изучать язык, но сегодня он не пользуется массовой популярностью среди наших студентов и преподавателей. Возможно, причиной тому не столько сам прием, сколько применяемая форма подачи материала. Зачастую в отечественных школах для постановки выбирают произведения английской классики, причем пьесу ставят, как правило, целиком. Обычному украинскому студенту нелегко вникнуть в детали жизни и быта английской аристократии, в результате чего, студенты если и участвуют в постановке, то за оценки, в то время как для эффективности данного приема крайне важна заинтересованность самих «актеров».

Придать мотивации студентам можно было бы сделав упор на актуальность того или иного произведения. Ситуация должна быть близка участникам постановки. Кроме того, целесообразно выбрать отдельную сцену или несколько сцен, наилучшим образом передающие замысел автора. Как говорится, лучше меньше, да лучше. Если Вы студент одной из групп обучения я Лардане, Ваш преподаватель будет обязательно обсуждать с Вами варианты проведения нестандартных уроков. Поэтому если Вам интересно было бы попробовать себя в виде «актера», обязательно скажите об этом, и даже предложите тематику пьесы.

Таким образом, если Вы считаете, что основных уроков Вам недостаточно и Вы хотели бы разнообразить свои занятия иностранным языком – у Вас имеется весьма широкий спектр видов деятельности, которые Вы можете пробовать как по очереди, так и одновременно. О своих результатах и успехах обязательно расскажите нам в комментариях!

Кутузов Павел, методический директор ЦОАЯ «Лардан»