Семинары и конференции для преподавателей

1. «Лардан»: от центра обучения к Образовательному Центру
2. Методические конференции – первый шаг к сотрудничеству с преподавателями
3. От конференций – к семинарам-тренингам
4. Интерактивный характер мероприятий
5. Компания OUP – наш надежный партнер


1. «Лардан»: от центра обучения к Образовательному Центру

На начальном этапе существования сфера деятельности компании «Лардан» ограничивалась обучением школьников английскому языку. Однако, с течением времени, расширялся контингент обучаемых (появились студенты, взрослые учащиеся, работники предприятий) и сегмент предлагаемых услуг (количество, длительность и направленность программ). Сначала добавился устный и письменный переводы. Далее, компания в сотрудничестве с киевским книжным центром ТСП начала предлагать учебную литературу по английскому, немецкому, французскому, итальянскому и испанскому языкам. На протяжении более десяти лет мы постоянно находились в тесном взаимодействии с преподавательским составом школ и ВУЗов. Стремясь почерпнуть лучшее из методики преподавания, способов организации учебного процесса, мы на каком-то этапе ощутили, что и сами в состоянии поделиться с преподавателями методическими наработками, накопленными во время работы с самыми разнообразными категориями студентов. Таким образом, процесс общения, превратившийся в улицу с двусторонним движением, нуждался в некой формализации, в первую очередь в части формата.


2. Методические конференции – первый шаг к сотрудничеству с преподавателями

Сначала преподавателям был предложен новый формат конференции. Находясь в партнерских отношениях с организацией British Council, мы начали информировать преподавателей о направлениях деятельности Британского Совета, пожалуй, наиболее прикладным из которых является сдача экзаменов серии Cambridge ESOL (KET, PET, FCE, CAE , CPE, IELTS ). Мы рассказывали, для чего нужны эти экзамены, каков их формат и как наилучшим образом подготовиться к их сдаче в кратчайшие сроки.
Однако в процессе общения с преподавателями мы увидели, что круг их интересов выходит за рамки одного узконаправленного вопроса. Дело в том, что чаще всего преподаватели собираются на курсы повышения квалификации на базе института последипломного образования (если мы говорим об учителях Николаевской, Харьковской или какой-либо другой области). При проведении общегородского мероприятия учителя собираются на базе одной из школ несколько раз в год. И в том, и в другом случае мероприятие организует методист по английскому языку (городской или областной). Естественно, в каждом конкретном случае, мероприятие имеет определенную тематику и повестку дня. Таким образом, стало целесообразным согласовывать тему и нашу роль, как выступающих, с учетом утвержденной на весь учебный год программы обучения преподавателей.
С целью отслеживания обратной реакции (feedback) мы во время каждого выступления раздаем анкеты, в которых преподаватели дают оценку проведенному мероприятию. В отдельной графе каждый учитель может указать свои пожелания относительно того, как, по его мнению, следует проводить данное мероприятие максимально эффективным образом, с наибольшим интересом для преподавателей.
Проанализировав анкеты, мы пришли к выводу, что преподаватели предпочитают интерактивный подход в проведении семинаров. В силу специфики работы, учителям часто приходится присутствовать на педсоветах, совещаниях, конференциях, что становится довольно рутинной процедурой, да и присутствие само по себе не значит участие. Значит, мероприятие, проводимое нами, должно выделяться из серии аналогичных мероприятий, где нас нет. Хорошо там, где мы есть!


3. От конференций – к семинарам-тренингам

В качестве ответа на данный запрос было принято решение видоизменить формат проводимого мероприятия. От конференции мы перешли к семинарам-тренингам. Задачей выступающего стала не просто вычитка приготовленного текста и формирование новых компетенций (пусть на самой начальной стадии, ведь полуторачасовой формат ставит серьезные рамки – особо не разгуляешься) у преподавателей.
Итак, интерактив. Однако как сделать так, чтобы мероприятие из образовательного не перешло в формат, более напоминающий «дискуссии» на одесском Привозе?
Прежде всего, требуется предусмотреть учебную направленность каждого конкретного задания (что нового узнает преподаватель, выполнив предложенное задание в частности, и прослушав семинар в целом) и, самое главное, какова сфера применения материала в процессе преподавания (т.е. как можно использовать данный материал на уроке, чтобы сделать процесс преподавания интереснее и эффективнее)?
Не раскрывая всех секретов (лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать, а еще лучше – поучаствовать в процессе), упомянем лишь отдельные направления, по которым сегодня ведется работа.


4. Интерактивный характер мероприятий

Большое внимание уделяется использованию новых технологий в процессе преподавания английского языка. Во время одного из семинаров среди учителей был проведен социологический опрос, где им предлагалось оценить важность применения ИКТ на уроках, а также степень обеспечения школ компьютерными технологиями и, главное, собственное желание использовать ИКТ в процессе обучения.
Во время другого семинара по данной теме, преподаватели заполняли анкету, построенную по следующему принципу:

K

W

L

Где K – What I know
W – What I would like to know
L – What I’ve learned (заполняется в на финальной стадии мероприятия).

Проводя аналогичное мероприятие в городе Донецке, мы немного видоизменили задание, предложив преподавателям немного пофантазировать и представить, что они имеют свободный доступ к любой технологии (реально существующей, или выдуманной). Задача преподавателей состояла в том, чтобы указать, каким образом использовать выбранную технологию на уроке (на каком этапе, при работе с каким видом речевой деятельности, какова форма работы учеников по данному направлению и, главное, как проверять и оценивать выполненную работу). Формат мозгового штурма оказался довольно продуктивным на начальной стадии мероприятия, поскольку он позволяет участникам выдать «на гора» серию порой необычных, но вместе с тем перспективных, хотя и простых идей (все гениальное просто), которые, как зачастую оказывается, можно использовать в школе без дополнительных финансовых или временных затрат.
Справедливости ради следует отметить, что описываемый семинар не носил только лишь мечтательно – фантастический характер, – в основной части мы презентовали имеющиеся возможности разнообразить процесс обучения с помощью конкретных компьютерных технологий.


5. Компания OUP – наш надежный партнер

Новый формат мероприятий оказался успешным. Росли как география проведения семинаров (Николаев, Херсон, Симферополь, Днепропетровск, Харьков, Донецк, Хмельницкий), так и охват тем, интересующих учителей. На определенном этапе возникла необходимость в поиске партнера, предоставившего бы поддержку, как в ресурсном, так и теоретико-методическом плане. Таким партнером для нас стала компания Oxford University Press.
К причинам, побудившим нас остановить выбор именно на данной компании, можно отнести следующие:
- безупречная репутация и серьезный авторитет компании на украинском рынке (Oxford – это всерьез и надолго);
- широкий охват всех категорий студентов (от детсадовцев – pre-primary learners, до газодобытчиков – English for specific purposes) предлагаемой учебной литературой. В сегменте преподавания английского языка в школе OUP предлагает как полновесные учебно-методические комплексы, соответствующие программным требованиям МОН Украины, так и учебники, фокусирующиеся на каком-либо виде речевой деятельности или языковой системе (лексика, грамматика и пр.);
- стратегическое направление компании: – развитие интерактивного обучения с использованием новейших разработок. Так, к традиционным CD-ROM, DVD добавились не имеющие аналогов цифровые компоненты iTutor, iChecker, iWriter, iTools;
- также следует отметить богатый функционал системы сайтов компании. В добавок к основному сайту, подающему каталог, краткое описание УМК, а также интереснейший раздел teachers’ club, содержащий широкий перечень практических советов как для начинающих, так и для опытных учителей, Вы сможете посетить отдельные сайты наиболее популярных учебников, на которых представлены дополнительные задания, зачастую носящие формат столь любимых детьми (а значит легко мотивирующих) компьютерных игр, ссылки на подобранные по уровням аутентичные сайты страноведческой направленности. Ну и, конечно же, тесты;
- о тестах следует сказать отдельно. Здесь заслуживает упоминания ресурс oxfordenglishtesting, предлагающий бесплатные курсы подготовки к экзаменам линейки Cambridge ESOL, а также IELTS. Кроме того, компания Oxford University Press, под эгидой непосредственно оксфордского университета разработала тесты Oxford Test of English (OTE), отчасти напоминающие кембриджские, но проводимые онлайн, без привязки к конкретной дате, а также более удобные и доступные в силу адаптивности заданий (если отвечаете правильно – следует более сложный вопрос, неправильно – более легкий).
Таким образом, мы получили надежного партнера, что позволило значительно обогатить проводимые Образовательным Центром «Лардан» методические мероприятия. Тематика семинаров фактически не ограничена. Минимально необходимые требования: наличие проектора для презентации (иногда компьютерного класса, если тема узко специализированная, и требует непосредственного участия в виде выполнения заданий преподавателями). И, наконец, – the last but not the least, поддержка ОUP позволяет производить розыгрыш призов. А лучшим призом (как и подарком) является…
конечно же, книга!

Кутузов Павел, методический директор ЦОАЯ «Лардан»