Языковые лагеря. Каникулярные программы

  1. Каникулярное обучение языку – польза или развлечение?
  2. Особенности проведения занятий на каникулярных программах
  3. Выбор места, времени и продолжительности программы
  4. Совмещение обучения языку с прикладными занятиями
  5. Особенности каникулярных программ для подростков
  6. Методические приемы и выбор учебных материалов

Для большинства взрослых людей нашей страны слово “лагерь” ассоциируется с пионерским галстуком, морем и песнями у костра. Такие лагеря существуют и сейчас, правда, уже без пионерских галстуков и прочей советской атрибутики. Кроме того, существуют и другие виды лагерей, целью которых является обучение детей и взрослых различным практическим навыкам. Последнее время широкую популярность приобрел лагерь, посвященный обучению иностранному языку. Именно о таком лагере и пойдет речь в данной статье.


1. Каникулярное обучение языку – польза или развлечение?

Когда наступают долгожданные каникулы для школьников, родители часто озадачиваются вопросом, как сделать так, чтобы их дети провели эти каникулы не только с удовольствием, но и с пользой. Ни для кого не секрет, что современных детей заинтересовать бывает очень нелегко, ведь вокруг столько соблазнов: компьютер, ноутбук или планшет с доступом к интернету заменяют ребенку порой весь реальный мир и всю реальную жизнь. И вместо того, чтобы пойти на улицу с друзьями погонять мяч во дворе или прогуляться к морю, ребенок предпочитает остаться дома и провести все свободное время, общаясь в социальных сетях или играя в сетевые игры. Но такое времяпровождение не приносит пользы для развития ребенка.

Как детям провести каникулы не только с удовольствием, но и с пользой?

В этом случае каникулы в языковом лагере помогут «убить сразу двух зайцев»: подтянуть уровень владения языковыми навыками и весело провести время. Обычно особенности составления каникулярных программ состоят в сочетании развлекательного момента с обучающим. Надо признать, что от постоянной зубрежки и муштры дети устают в учебное время в школе, поэтому непринужденная обстановка лагеря располагает ребенка к более активному использованию языка для общения. Язык практикуется посредством различных языковых игр, вовлечения детей в дискуссии на интересные для них темы, просмотра кинофильмов на английском языке с субтитрами или без, с последующим обсуждением. Предлагать к изучению или обсуждению неинтересные для детей и подростков темы неэффективно, так как такие действия не найдут отклика у детей. Поэтому очень важно, чтобы педагоги работающие с детьми в летних языковых лагерях и каникулярных программах были «на одной волне» с подростками, имели представление, что интересно детям конкретной возрастной группы и подбирали материал конкретно для своих студентов.

Английский языковой лагерь – это программа обучения английскому языку, предусматривающая погружение детей в мир английского языка. Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет. Отличительной особенностью этой программы является количество часов в день, посвященных обучению английскому языку. Занятия в языковом лагере начинаются в 10.00 и заканчиваются в 17.00, именно поэтому лагеря формируются во время каникул, когда дети целый день свободны.

Английский языковой лагерь – это программа обучения английскому языку, предусматривающая погружение детей в мир английского языка.

Языковой лагерь проводится во время осенних, зимних, весенних и летних каникул. Продолжительность занятий в лагере варьируется от 1 до 4 недель. На каникулах среди учебного года программа длится 1 неделю, на летних каникулах обучение в лагере длится от 1 недели до месяца. Занятия проходят на территории нашего центра в будние дни, с понедельника по пятницу, суббота и воскресенье – выходные дни.

2. Особенности проведения занятий на каникулярных программах

Занятия в языковом лагере представляют собой сочетание обучающих и развлекательных видов деятельности, которые направлены на развитие у детей навыков разговорной речи, восприятия на слух, чтения и письма. До трех часов в день отводится академическим занятиям, один час – обеденный перерыв и оставшиеся три часа посвящаются развлекательным мероприятиям, включающим просмотр фильмов на английском языке, прослушивание песен и игры. Академические занятия чередуются с развлекательными видами деятельности, так как детям в силу возраста необходима постоянная смена видов деятельности, иначе им становится скучно, и они быстро утомляются.

Академические занятия чередуются с развлекательными видами деятельности, так как детям для поддержания постоянного интереса требуется постоянная смена видов деятельности.

При зачислении в языковой лагерь каждый ребенок тестируется для определения уровня знаний английского языка, что позволяет формировать группы с приблизительно одинаковым текущим уровнем владения английским языком. Так как на лагерь обычно формируются малокомплектные группы, состоящие из нескольких человек, уровень владения языком у них может отличаться. В этом случае преподаватель корректирует некоторые виды занятий и подбирает для каждого ребенка упражнения и материал, соответствующий его уровню. Все развлекательные виды деятельности обычно проводятся при участии всех детей.

Несмотря на обилие развлекательных видов деятельности, занятия в языковом лагере имеют четкую обучающую программу, которая на каждый лагерь составляется исходя из уровня детей, подавших заявку для участия, что дает возможность максимально эффективно проводить занятия в лагере. Программа включает в себя работу с грамматическим и лексическим материалом, упражнения на закрепления материала, чтение текстов, прослушивание диалогов и просмотр видео. Опираясь на уровень и возраст детей в группе, преподаватель выбирает учебник, на основе которого составляется программа. Для младшего школьного возраста используются учебники English World, Oxford Heroes или Welcome, в дополнение к учебникам преподаватель подбирает аудио и видеоматериалы, составляет список игр и других видов деятельности. Для старшего школьного возраста используются учебники Laser, Gateway, English File и др. В процессе работы программа корректируется, если преподаватель обнаруживает пробелы в знаниях детей, недостаточный лексический запас или другие проблемные области. В этом случае большее внимание уделяется необходимому грамматическому и лексическому материалу.

Несмотря на обилие развлекательных видов деятельности, занятия в языковом лагере имеют четкую обучающую программу, которая составляется исходя из уровня детей, подавших заявку, что дает возможность максимально эффективно проводить занятия в лагере.

Для детей от 6 до 10 лет программа предусматривает подачу лексического и грамматического материала, а также его закрепление в игровой форме, так как дети в этом возрасте склонны быстро уставать. Использование подвижных игр, а также игр, включающих элементы веселья и смеха, позволяет увеличить количество часов, отводимых обучению. Например, после изучения предлогов местоположения для их запоминания дети прячут различные предметы в классе. Нашедший должен назвать местонахождение предмета, употребив правильный предлог. Имитация какой-либо деятельности без слов является одним из популярных видов игр на запоминание и употребления временных форм английского языка. Обучение в сочетании с весельем и смехом расслабляет детей, способствует возникновению заинтересованности и не создает у них ощущения, что вместо отдыха на каникулах, они продолжают учиться. Дети также смотрят мультфильмы с элементами английских слов и фраз, короткие видео с песнями и диалогами на английском языке, что дает им возможность почувствовать, что они способны воспринимать английскую речь на слух.

Кроме того, программа предусматривает обязательную прогулку преподавателя с детьми, на которой они также устраивают различные игры с элементами английского языка. Прогулка позволяет детям расслабиться, подышать свежим воздухом и, вернувшись в класс, продолжить обучение. Во время прогулки возможно также посещение музеев, кинотеатра или парков. После прогулки предусмотрено также занятие с самостоятельным выполнением различных видов деятельности, таких как рисование, оригами, изготовление аппликаций и т.д. Дети любят подобные виды деятельности, так как они всегда получают видимые результаты их работы, которые они с гордостью демонстрируют друг другу, своим родителям и персоналу нашего центра. Сочетание обучения языку с другими видами деятельности, даже если они не связаны непосредственно с обучением языку, развивает детей, формирует у них различные полезные навыки, такие как внимательность, аккуратность, старательность и т.п.

Использование подвижных игр, а также игр, включающих элементы веселья и смеха, позволяет увеличить количество часов, отводимых обучению.

Для детей от 11 до 16 лет программа носит более академический характер, так как дети в этом возрасте способны большее время посвящать обучению, не уставая и не теряя концентрацию внимания. То есть в лагере для подростков занятия проводятся в форме уроков, которые длятся около часа, между которыми делаются перерывы. До обеда обычно проводится два урока, посвященных работе с грамматическим и лексическим материалом. Студенты работают по учебнику, выполняя письменные и устные задания. Некоторые задания предусматривают самостоятельную работу студентов, то есть они прорабатывают материал самостоятельно, а потом выполняют проверку вместе с преподавателем.

Урок может также проходить в виде дискуссии на выбранную тему, таким образом выполняется отработка пройденного грамматического и лексического материала. В обеденный перерыв студенты имеют возможность пойти куда-нибудь пообедать или принести еду с собой и пообедать в нашем центре. После обеда программа предусматривает просмотр видеофильмов на английском языке с субтитрами с последующим обсуждением фильма. В оставшееся время студенты опять занимаются с преподавателем по учебнику или получают задание на самостоятельную работу. Программа языкового лагеря не предусматривает выполнение домашних заданий. Например, старшим школьникам проводится показ фильма “Freedom Writers”, фильм о подростках, живущих в Америке, выходцах из разных стран, которые сталкиваются с расизмом, нищетой, несправедливостью и встают на путь преступления и насилия. Их учитель английского языка заставляет их задуматься о вопросах становления личности, справедливости, подвига, превращая детей из малолетних преступников в серьезных и честных подростков. Фильм вызывает у детей горячие дискуссии, заставляет их задумываться о нравственных и моральных ценностях. Фильмы подбираются исходя из возраста и интересов детей, особое внимание уделяется фильмам, которые поднимают вечные вопросы морали, нравственности, доброты и терпимости.

Программа для подростков носит более академический характер, так как в этом возрасте школьники способны больше время посвящать обучению, не уставая и не теряя концентрацию внимания.


3. Выбор места, времени и продолжительности программы

Идея, что изучение языка лучше всего проходит в стране, где этот язык является родным для его населения, по-прежнему очень привлекательная для многих, изучающих язык. Ведь приезжая туда ты со всех сторон окружен носителями языка. Изучая немецкий язык в Германии, английский в Англии, США или Канаде, французский во Франции и т.д., вы еще и имеете возможность вживую ознакомиться с культурой и традициями народа, ведь язык, как известно, является весомой частью культуры народа: он видоизменяется, со временем развиваясь и стремясь к упрощению, отличается в различных областях страны (с этим связано понятие диалектов). Поэтому в данное время языковые лагеря с выездом в страну, где этот язык является родным, приобретают все большую и большую популярность. Многие компании предлагают организацию таких программ, а выбор продолжительности и места проведения их уже зависит от родителей и их финансовых возможностей. Предлагаются программы от двух недель до месяца. Возможны различные варианты расселения детей – в семьях, в отелях по нескольку человек в номере, в общежитии на территории учебного заведения. Минимальное эффективное время пребывания за границей с целью изучения иностранного языка – от двух недель, так как первое время будет потрачено на адаптацию к новому окружению, возможно перемене часового пояса, минимальное ознакомление к стилю жизни страны, и только затем начнется активное изучение языка. Такие программы, где собирается молодежь из разных стран положительно влияют на развитие ребенка. Ваш ребенок будет рад возможности проявить свою самостоятельность хотя бы на некоторое время. И время, проведенное вдали от родителей, научит ребенка принимать собственные решения в жизни. После общения с молодежью из разных стран, вопрос национальной неприязни отпадает сам собой, так как дети весело проводят время вместе и остаются хорошими друзьями надолго после этого.

Минимальное эффективное время пребывания за границей с целью изучения иностранного языка – от двух недель.

Конечно, было бы идеально изучать английский язык в Англии или в США, но, к сожалению не все родители могут себе позволить отправить своего ребенка за границу изучать иностранный язык. В этом случае необходимо оплачивать проживание, питание, перелет за границу – и набегает очень «кругленькая» сумма… Но если подумать, почему мы стремимся выехать в Англию, чтобы учить английский или во Францию для изучения французского языка, да потому что там создается языковая среда, где все люди говорят на языке который вы изучаете, и тут уж волей неволей приходится заговорить на этом языке, чтобы иметь возможность как-то общаться, ведь человек существо социальное.

Языковые лагеря, которые создаются на территории Украины, искусственно моделируют языковую среду для своих студентов. Например, находясь в языковом центре полный рабочий день с 10 утра до 17 и общаясь исключительно на английском языке, студенты неосознанно развивают навыки владения языком. Очень положительно влияет на мотивацию изучения языка организация тематических походов и экскурсий, (но обязательным условием таких мероприятий является общение на английском). Например, после изучения лексики и грамматики по темам «Продукты» и «Питание в кафе и ресторане» поход в пиццерию и заказ желаемых блюд на английском не только закрепит полученную лексику, но и принесет массу положительных впечатлений. Детям и подросткам нравится элемент игры, и изображение из себя иностранцев на отдыхе вносит авантюрную нотку в простой поход в кафе. Для более маленьких студентов будут интересными поход в зоопарк после изучения темы «Животные». Такие творческие проекты, как «Репортаж из моего любимого места в городе» со снятием видео ролика о нем, откроют творческие способности ваших детей. Обычно каникулярные программы длятся одну неделю на весенних и осенних каникулах и две недели на зимних каникулах, на летних каникулах – от двух недель до месяца.

Языковые лагеря, создаваемые в Вашем городе, моделируют языковую среду для своих студентов и могут иметь такой же эффект, как и выезд заграницу, если программа обучения построена правильно.

Место для проведения каникулярных программ для детей и подростков должно соответствовать санитарным нормам – хорошо-проветриваемое светлое помещение. Оптимальным количеством студентов в группе является 4-6 человек, с таким количеством преподаватель может уделить достаточно времени каждому студенту. Отбор в уровневые группы проводится посредством тестирования, но часто бывает так, что по желанию студентов или по другим причинам в группу попадают студенты с разным уровнем. С такими группами тоже можно работать таким образом: материал дается общий для всех по теме, а затем разно-уровневые задания, и студенты выполняют задания по мере возможностей. Разговорная практика под силу студентам разных уровней – поэтому игровые задания воспринимаются очень хорошо и под силу всем, основываясь на имеющемся лексическом запасе и опираясь на базу грамматики.


4. Совмещение обучения языку с прикладными занятиями

Для маленьких детей – очень эффективно совмещать обучение языку с прикладными занятиями, развивающими творческие способности, например, после темы «Моя семья» – идет проектная работа – «Нарисуй свою семью и расскажи о каждом члене своей семьи. Малышам очень близко занятие рисованием, поэтому они, и занимаются творчеством, и отдыхают от языковых упражнений, в то же время, готовят рассказ о семье на английском языке. После изучения темы «Животные», ребята охотно вылепят из пластилина фигурки своих любимых животных, а затем они с азартом расскажут, почему именно их животное самое достойное. Очень развивает воображение и фантазию проект «Город будущего», его целесообразно провести после отработки образования будущего времени Future Simple. Ребята любят фантазировать и придумывать, как будет выглядеть наш город через сто лет. Летающие автомобили и причудливые дома всех цветов радуги, такие яркие образы просто просят рассказать о них, только сделать это нужно на английском!)))  Или тема «Космический отель» – какой человек в детстве не мечтал полететь в космос, и вот нарисовать и рассказать о космическом отеле, в котором дети хотели бы жить, это задание, которое совместит два занятия: рисование и отработка лексики по очень многим темам «Транспорт», «Мебель и оборудование комнаты или квартиры», «Электронные гаджеты и машины, помогающие нам в повседневной жизни», «Одежда», «Развлечения».

На опыте предыдущих лагерей был сделан вывод, что младшие школьники не могут посвящать целый день исключительно обучению языку, после обеда они обычно настроены на более активное и интересное времяпрепровождение, чем чтение и письмо. Поэтому включение в программу лагеря различных видов деятельности, связанных с рисованием, вырезанием и т.п. было целесообразным и вызвало большой интерес у школьников. Дети с интересом изготовляли поделки из бумаги и картона, вырезали, лепили, рисовали и красили. При этом преподаватель продолжал использовать английский язык, помогая детям выполнять ручную работу и называя предметы по-английски. Дети получали удовольствие от процесса изготовления своими руками красивой вещи и, тем не менее, продолжали изучать английский язык. Поэтому включение подобных занятий в программу не является развлекательным мероприятием, направленным только лишь на получения удовольствия, а приносит пользу, так как совмещается с обучением английскому языку и позволяет детям приобрести дополнительные навыки.


5. Особенности каникулярных программ для подростков

Подросткам свойственны стеснительность и неприятие почти всего, что предлагается взрослыми, это связано с физиологическими и психологическими изменениями, происходящими в их организме. Единственное желание подростка в такое время, чтобы его поменьше замечали окружающие его люди. С другой стороны, именно в это время многие тинэйджеры стремятся к самореализации и хотят делать все по-другому, не так как им советуют взрослые, из-за чего между ними периодически вспыхивают конфликты. Но есть темы, которые все же будут интересны и взрослым и подросткам – это их интересы. Тинэйджер может сидеть и делать вид, что ему ничего неинтересно, но если задать вопрос о том, чем он живет: о любимой музыке, которую он слушает или играет, о фильмах и актерах, которые являются кумирами, о занятиях, которые наполняют жизнь подростка драйвом – то вы удивитесь, насколько преобразится этот молодой человек, делясь с вами тем, что ему нравится. Таким образом, для подростковых групп необходимо тщательно подбирать темы, чтобы они были интересны студентам. Например, неприметный молодой человек в худи, может быть чемпионом города по скейтингу или играть в местной рок-группе. И он с удовольствием напишет рассказ о своем любимом занятии и поделится им со своими новоиспеченными одногруппниками. Принимая участие в проекте «Мои любимые знаменитости» дети узнают биографии своих кумиров лучше. Они начинают понимать, что слава и признание не приходит просто так, и для достижения своих целей их кумирам пришлось много и упорно работать. Это учит подростков упорству в достижении своих целей.

Тинэйджер может сидеть и делать вид, что ему ничего неинтересно, но если задать вопрос о том, чем он живет, вы удивитесь, насколько преобразится этот молодой человек, делясь с вами тем, что ему нравится.

Еще одним важным моментом является общение детей между собой. В лагерь приходят незнакомые друг с другом дети, одни могут стесняться и поэтому молчать, другие сразу становятся лидерами. Задача преподавателя сделать пребывание детей в лагере максимально комфортным, поэтому первые занятия посвящаются знакомству, дети рассказывают о себе, о своей семье, интересах, друзьях и т.п. Дети постарше задают друг другу вопросы, преподаватель организовывает несколько игр, направленных на преодоление трудностей в общении при первом знакомстве. Как только между детьми налаживается контакт, атмосфера в классе становится более непринужденной, дети перестают стесняться своих ошибок, задают вопросы друг другу и преподавателю, и процесс обучения начинается.


6. Методические приемы и выбор учебных материалов

При выборе методических пособий и учебников и составлении программы для языковых лагерей необходимо учитывать, что в каникулярных программах большой упор делается на развитие разговорных навыков. Поэтому не следует перегружать программы грамматикой и письмом, студенты устают от этого еще в школе и в университете. Поэтому коммуникативная методика, при которой дети учатся мыслить и строить свои предложения сразу на английском, а не переводить их с русского, будет идеальной методикой для языковых лагерей. Красной нитью через всю программу проходит принцип «учить играя». То есть дети учат язык, участвуя в языковых играх, дебатах, создавая свои творческие проекты. Как показывает опыт, именно такая методика является максимально эффективной и не перегружает студентов.

На каникулярных программах больший упор делается на развитие разговорных навыков.

Языковые лагеря в нашей стране появились сравнительно недавно, хотя заграницей проведение каникул подобным образом очень популярно среди школьников и некоторые организации имеют многолетний опыт работы с подобными программами. Конечно, если Ваш ребенок проведет несколько недель в Англии, бесспорно, он улучшит свои разговорные навыки, окунется в атмосферу английских традиций и откроет много нового для себя. Языковой лагерь заграницей подразумевает, что туда приезжают дети из разных стран, и единственный язык, который их связывает, это английский, поэтому говорить по-английски им придется в любом случае. С другой стороны, отправить ребенка в такой лагерь могут, во-первых, достаточно состоятельные люди, во-вторых, ребенок должен быть самостоятельным и коммуникабельным, для того, чтобы его можно было отправить одного в другую страну на продолжительное время. Поэтому в языковые лагеря заграницу родители обычно посылают детей в возрасте старше 14 лет и при наличии материальной возможности. Если же Ваш ребенок младше, или у Вас нет возможности послать его в лагерь в Европу, Вы можете привести его в наш лагерь.  Ваш ребенок с пользой проведет каникулы, а Вы будете уверены, что он находится под присмотром и занимается английским языком, а не сидит часами в Интернете, болтая с друзьями или играя в компьютерные игры.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что если на каникулах Ваш ребенок скучает дома, а Вы работаете и не можете уделить ему время, решением проблемы является наш языковой лагерь, в котором ребенок получит знания, весело проведет время и, возможно, приобретет новых друзей.

Исаева Юлия, преподаватель одесского филиала

Ярославцева Татьяна, преподаватель одесского филиала